Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 9»
Согласовано
педагогическим советом
Протокол № 1
от 29 августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
директор
Галяутдинова Татьяна
Владимировна
Приказ № 233
от 29 августа 2025 г.
Учебный план
начального общего образования
для обучающихся с ТНР по варианту ФАОП 5.1
на 2025-2026 учебный год
Первоуральск муниципальный округ, Свердловская область 2025
Учебный план начального общего образования для обучающихся с ТНР по варианту
ФАОП 5.1
Обоснование разработки учебного плана
Учебный план начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(ТНР) подготовлен в полном соответствии с федеральными законодательными и
нормативными актами Российской Федерации, регулирующими сферу образования и защиты
здоровья детей:
o
o
o
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023 (ред. от 17.07.2024) Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72654)
Требования санитарно-эпидемиологического законодательства (СП 2.4.3648-20 и
СанПиН 1.2.3685-21), регламентирующие организацию образовательного процесса и
соблюдение гигиенических норм.
Разработанный учебный план учитывает индивидуальные особенности обучающихся с ТНР,
выводы психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
II. Цель и задачи учебного плана
Главная цель учебного плана – организовать образовательный процесс, позволяющий
эффективно реализовать право обучающихся с тяжелыми нарушениями речи на получение
доступного и качественного образования, создавать комфортные условия для их социализации
и саморазвития.
Ключевые задачи учебного плана:
1. Предоставление обучающимся фундаментальных знаний и умений в рамках
федеральных стандартов, учитывая специфику их речевого развития.
2. Проведение комплекса мероприятий по диагностике, профилактике и коррекции
нарушений речи, улучшая качество коммуникации и повышая академическую
успеваемость.
3. Создание благоприятных условий для интеграции детей с ТНР в социум, стимуляция
их инициативы и самостоятельности.
4. Развитие творческих и исследовательских способностей обучающихся, поддержка
стремлений к активной жизненной позиции.
5. Обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся,
профилактика утомляемости и перегрузок.
III. Структурная характеристика учебного плана
Учебный план разделён на две ключевые составляющие:
1. Обязательная часть – предназначена для освоения обязательных учебных предметов,
рекомендованных федеральным образовательным стандартом. К ним относятся:
o
o
o
Русский язык и литературное чтение;
Иностранный язык;
Математика и информатика;
o
o
o
o
o
o
Окружающий мир;
Основы религиозных культур и светской этики;
Изобразительное искусство;
Музыкальное творчество;
Технология;
Физическая культура.
Эти предметы составляют основу базовой образовательной программы, соответствующей
общим стандартам российского образования.
2.
Курс внеурочной деятельности – включает коррекционные занятия, направленные на
компенсацию затруднений в развитии речи и коммуникативных навыков. Эта часть
представлена специальными коррекционными курсами:
o
o
o
o
Логопедические занятия;
Психокоррекционные занятия;
Дефектологические занятия;
Курсы развития русской речи и письма.
Эти занятия обеспечивают дополнительную подготовку, помогают преодолеть имеющиеся
проблемы и способствуют лучшему овладению знаниями по основным дисциплинам.
Дополнительно введены элективные занятия, выбираемые родителями или самими учениками,
направленные на углублённую проработку тех или иных аспектов обучения, формирование
индивидуальных предпочтений и активизацию творческого потенциала.
Максимальная недельная нагрузка определена в соответствии с установленными санитарными
нормами и рекомендациями медицинских специалистов.
IV. Методология и методика реализации учебного плана
Основой образовательного процесса служит деятельностный подход, основанный на
взаимодействии учителя и ученика, вовлекающем последних в активную творческую
деятельность. Применяются игровые методики, проектные задания, компьютерные и
информационные технологии, совместные исследования и моделирование ситуаций,
способствующие достижению планируемых образовательных результатов.
Важнейшая роль принадлежит педагогическому сопровождению и сотрудничеству
специалистов разного профиля (учителей, логопедов, психологов, дефектологов),
обеспечивающим интеграцию коррекционных мероприятий в повседневную жизнь
обучающихся.
Особое внимание уделяется работе с семьями, привлечению родителей к совместной
деятельности, оказанию консультативной помощи и поддержке воспитательного процесса
дома.
V. Контроль и оценка результатов обучения
Система оценивания выстроена на основе регулярных проверок текущих знаний и навыков
обучающихся, применяя тесты, практические задания, проекты и презентации. Осуществляется
постоянный мониторинг изменений, происходящих в состоянии здоровья и уровне
компетентности детей, проводятся консультации специалистов, ведется документация и
составляется аналитическая отчетность.
Ежегодно подводятся итоги работы, формируется сводный отчёт о выполнении учебного
плана, разрабатываются рекомендации для последующей модернизации образовательного
процесса.
VI. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
Образовательная организация оснащена современным оборудованием, техническими
средствами обучения, соответствующими требованиям нормативных актов и инструкциям по
охране труда. Педагогический персонал проходит постоянное повышение квалификации,
участвует в научно-практических конференциях и семинарах, постоянно обогащая свою
компетенцию новыми практическими приемами и технологиями.
Созданы условия для комфортного пребывания обучающихся в учреждении, обеспечены
доступность помещений, безопасность и гигиена, организованы зоны отдыха и творчества.
VII. Заключительные положения
Учебный план создаёт базу для формирования гармонично развитой личности ребенка с
тяжелыми нарушениями речи, открывает новые горизонты возможностей для социализации и
профессионального роста, позволяя каждому воспитаннику проявить свои таланты и
способности, стать активным участником общественной жизни и достичь успеха в будущем.
Федеральный учебный план начального общего образования
обучающихся с ТНР (вариант 5.1).
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов в
неделю
Всего
1-й
2-й
3-й
4-й
класс класс класс класс
Обязательная часть
Русский язык
5
5
5
5
20
Литературное чтение
4
4
4
4
16
Иностранный язык
Иностранный язык
(английский)
–
2
2
2
6
Математика и
информатика
Математика
4
4
4
4
16
Обществознание и
естествознание
(«Окружающий мир»)
2
2
2
2
8
Окружающий мир
Основы религиозных
культур и светской
этики
Основы религиозных
культур и светской
этики
–
–
–
1
1
1
1
1
1
4
Искусство
Изобразительное
искусство
Музыка
1
1
1
1
4
Технология
Труд (технология)
1
1
1
1
4
Физическая культура
Физическая культура
3
2
2
2
9
21
22
22
23
88
Русский язык и
литературное чтение
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные предметы, курсы, модули по выбору:
0
1
1
0
2
Тайны текста/Математика и конструирование
0
1
1
0
2
Всего в неделю
21
23
23
23
90
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при пятидневной неделе) в соответствии с
действующими санитарными правилами и
нормами
21
23
23
23
90
Учебных недель
33
34
34
34
Максимально допустимая нагрузка (при
пятидневной неделе) в соответствии с
693
782
782
782
3039
действующими санитарными правилами и
нормами
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область):
Разговоры о важном
1
1
1
1
4
Коррекционно-развивающие занятия: Русский язык 1
1
1
1
4
и развитие речи
Группа
детей с
ОВЗ 1
классов
Группа
детей с
ОВЗ 2
классов
Группа
детей с
ОВЗ 3
классов
Группа
детей с
ОВЗ 4
классов
2
2
2
2
Группа
детей с
ОВЗ 1
классов
Группа
детей с
ОВЗ 2
классов
Группа
детей с
ОВЗ 3
классов
Группа
детей с
ОВЗ 4
классов
Коррекционно-развивающие занятия:
логопедические занятия
8
1
1
1
1
Коррекционно-развивающие занятия:
психокоррекционные занятия (психологические)
Группа
детей с
ОВЗ 1
классов
Группа
детей с
ОВЗ 2
классов
Группа
детей с
ОВЗ 3
классов
Группа
детей с
ОВЗ 4
классов
4
Коррекционно-развивающие занятия:
психокоррекционные занятия
(дефектологические)
1
1
1
1
Группа
детей с
ОВЗ 1
классов
Группа
детей с
ОВЗ 2
классов
Группа
детей с
ОВЗ 3
классов
Группа
детей с
ОВЗ 4
классов
Итого на реализацию курсов внеурочной
деятельности
6
6
6
6
24
27
29
29
29
114
4