ТНР НОО по варианту ФАОП 5.1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 9»

Согласовано
педагогическим советом
Протокол № 1
от 29 августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО
директор
Галяутдинова Татьяна
Владимировна
Приказ № 233
от 29 августа 2025 г.

Учебный план
начального общего образования
для обучающихся с ТНР по варианту ФАОП 5.1

на 2025-2026 учебный год

Первоуральск муниципальный округ, Свердловская область 2025

Учебный план начального общего образования для обучающихся с ТНР по варианту
ФАОП 5.1
Обоснование разработки учебного плана
Учебный план начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(ТНР) подготовлен в полном соответствии с федеральными законодательными и
нормативными актами Российской Федерации, регулирующими сферу образования и защиты
здоровья детей:
o
o

o

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023 (ред. от 17.07.2024) Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72654)
Требования санитарно-эпидемиологического законодательства (СП 2.4.3648-20 и
СанПиН 1.2.3685-21), регламентирующие организацию образовательного процесса и
соблюдение гигиенических норм.

Разработанный учебный план учитывает индивидуальные особенности обучающихся с ТНР,
выводы психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
II. Цель и задачи учебного плана
Главная цель учебного плана – организовать образовательный процесс, позволяющий
эффективно реализовать право обучающихся с тяжелыми нарушениями речи на получение
доступного и качественного образования, создавать комфортные условия для их социализации
и саморазвития.
Ключевые задачи учебного плана:
1. Предоставление обучающимся фундаментальных знаний и умений в рамках
федеральных стандартов, учитывая специфику их речевого развития.
2. Проведение комплекса мероприятий по диагностике, профилактике и коррекции
нарушений речи, улучшая качество коммуникации и повышая академическую
успеваемость.
3. Создание благоприятных условий для интеграции детей с ТНР в социум, стимуляция
их инициативы и самостоятельности.
4. Развитие творческих и исследовательских способностей обучающихся, поддержка
стремлений к активной жизненной позиции.
5. Обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся,
профилактика утомляемости и перегрузок.
III. Структурная характеристика учебного плана
Учебный план разделён на две ключевые составляющие:
1. Обязательная часть – предназначена для освоения обязательных учебных предметов,
рекомендованных федеральным образовательным стандартом. К ним относятся:
o
o
o

Русский язык и литературное чтение;
Иностранный язык;
Математика и информатика;

o
o
o
o
o
o

Окружающий мир;
Основы религиозных культур и светской этики;
Изобразительное искусство;
Музыкальное творчество;
Технология;
Физическая культура.

Эти предметы составляют основу базовой образовательной программы, соответствующей
общим стандартам российского образования.
2.
Курс внеурочной деятельности – включает коррекционные занятия, направленные на
компенсацию затруднений в развитии речи и коммуникативных навыков. Эта часть
представлена специальными коррекционными курсами:
o
o
o
o

Логопедические занятия;
Психокоррекционные занятия;
Дефектологические занятия;
Курсы развития русской речи и письма.

Эти занятия обеспечивают дополнительную подготовку, помогают преодолеть имеющиеся
проблемы и способствуют лучшему овладению знаниями по основным дисциплинам.
Дополнительно введены элективные занятия, выбираемые родителями или самими учениками,
направленные на углублённую проработку тех или иных аспектов обучения, формирование
индивидуальных предпочтений и активизацию творческого потенциала.
Максимальная недельная нагрузка определена в соответствии с установленными санитарными
нормами и рекомендациями медицинских специалистов.
IV. Методология и методика реализации учебного плана
Основой образовательного процесса служит деятельностный подход, основанный на
взаимодействии учителя и ученика, вовлекающем последних в активную творческую
деятельность. Применяются игровые методики, проектные задания, компьютерные и
информационные технологии, совместные исследования и моделирование ситуаций,
способствующие достижению планируемых образовательных результатов.
Важнейшая роль принадлежит педагогическому сопровождению и сотрудничеству
специалистов разного профиля (учителей, логопедов, психологов, дефектологов),
обеспечивающим интеграцию коррекционных мероприятий в повседневную жизнь
обучающихся.
Особое внимание уделяется работе с семьями, привлечению родителей к совместной
деятельности, оказанию консультативной помощи и поддержке воспитательного процесса
дома.
V. Контроль и оценка результатов обучения
Система оценивания выстроена на основе регулярных проверок текущих знаний и навыков
обучающихся, применяя тесты, практические задания, проекты и презентации. Осуществляется
постоянный мониторинг изменений, происходящих в состоянии здоровья и уровне
компетентности детей, проводятся консультации специалистов, ведется документация и
составляется аналитическая отчетность.

Ежегодно подводятся итоги работы, формируется сводный отчёт о выполнении учебного
плана, разрабатываются рекомендации для последующей модернизации образовательного
процесса.
VI. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
Образовательная организация оснащена современным оборудованием, техническими
средствами обучения, соответствующими требованиям нормативных актов и инструкциям по
охране труда. Педагогический персонал проходит постоянное повышение квалификации,
участвует в научно-практических конференциях и семинарах, постоянно обогащая свою
компетенцию новыми практическими приемами и технологиями.
Созданы условия для комфортного пребывания обучающихся в учреждении, обеспечены
доступность помещений, безопасность и гигиена, организованы зоны отдыха и творчества.
VII. Заключительные положения
Учебный план создаёт базу для формирования гармонично развитой личности ребенка с
тяжелыми нарушениями речи, открывает новые горизонты возможностей для социализации и
профессионального роста, позволяя каждому воспитаннику проявить свои таланты и
способности, стать активным участником общественной жизни и достичь успеха в будущем.

Федеральный учебный план начального общего образования
обучающихся с ТНР (вариант 5.1).

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в
неделю

Всего

1-й
2-й
3-й
4-й
класс класс класс класс
Обязательная часть
Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

4

4

16

Иностранный язык

Иностранный язык
(английский)

–

2

2

2

6

Математика и
информатика

Математика

4

4

4

4

16

Обществознание и
естествознание
(«Окружающий мир»)

2

2

2

2

8

Окружающий мир

Основы религиозных
культур и светской
этики

Основы религиозных
культур и светской
этики

–

–

–

1

1

1

1

1

1

4

Искусство

Изобразительное
искусство
Музыка

1

1

1

1

4

Технология

Труд (технология)

1

1

1

1

4

Физическая культура

Физическая культура

3

2

2

2

9

21

22

22

23

88

Русский язык и
литературное чтение

Итого

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные предметы, курсы, модули по выбору:

0

1

1

0

2

Тайны текста/Математика и конструирование

0

1

1

0

2

Всего в неделю

21

23

23

23

90

Максимально допустимая недельная нагрузка
(при пятидневной неделе) в соответствии с
действующими санитарными правилами и
нормами

21

23

23

23

90

Учебных недель

33

34

34

34

Максимально допустимая нагрузка (при
пятидневной неделе) в соответствии с

693

782

782

782

3039

действующими санитарными правилами и
нормами
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область):
Разговоры о важном

1

1

1

1

4

Коррекционно-развивающие занятия: Русский язык 1

1

1

1

4

и развитие речи

Группа
детей с
ОВЗ 1
классов

Группа
детей с
ОВЗ 2
классов

Группа
детей с
ОВЗ 3
классов

Группа
детей с
ОВЗ 4
классов

2

2

2

2

Группа
детей с
ОВЗ 1
классов

Группа
детей с
ОВЗ 2
классов

Группа
детей с
ОВЗ 3
классов

Группа
детей с
ОВЗ 4
классов

Коррекционно-развивающие занятия:
логопедические занятия

8

1

1

1

1

Коррекционно-развивающие занятия:
психокоррекционные занятия (психологические)

Группа
детей с
ОВЗ 1
классов

Группа
детей с
ОВЗ 2
классов

Группа
детей с
ОВЗ 3
классов

Группа
детей с
ОВЗ 4
классов

4

Коррекционно-развивающие занятия:
психокоррекционные занятия
(дефектологические)

1

1

1

1

Группа
детей с
ОВЗ 1
классов

Группа
детей с
ОВЗ 2
классов

Группа
детей с
ОВЗ 3
классов

Группа
детей с
ОВЗ 4
классов

Итого на реализацию курсов внеурочной
деятельности

6

6

6

6

24

27

29

29

29

114

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

О порядке обучения по индивидуальному учебному плану

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».