УП УО 5-9 2025-2026

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 9»

Согласовано
педагогическим советом
Протокол № 1
от 29 августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО
директор
Галяутдинова Татьяна
Владимировна
Приказ № 233
от 29 августа 2025 г.

Учебный план
ФАООП УО (ВАРИАНТ 1)
ОБУЧАЮЩИХСЯ V - IX КЛАССОВ

на 2025-2026 учебный год

Первоуральск муниципальный округ, Свердловская область 2025

Пояснительная записка
Учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее - учебный план) обеспечивает введение в
действие и реализацию требований Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общий объем
нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
Организация временного режима обучения обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант I, должна соответствовать
их особым образовательным потребностям и учитывать их индивидуальные
возможности.
Устанавливается следующая продолжительность учебного года: 1(1) – I
классы – 33 учебных недели, II- X(XI) классы – 34 учебные недели.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном
учебном плане предусмотрены равномерно распределенные периоды учебного
времени и каникул (модули).
Для тех обучающихся с умственной отсталостью, которые оказываются
неготовыми к школьному обучению, обучение пролонгируется на один год за счет
введения дополнительного первого класса I(I). Обучение в I(I) классе имеет
диагностико-пропедевтическую направленность.
В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся устанавливается
продолжительность учебной недели – 5 дней (при соблюдении гигиенических
требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки
согласно действующему СанПиНу).
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут.
Продолжительность учебных занятий в I (I) и I классе составляет 35 минут, во IIX(XI) классах – 40 минут.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут,
большой перемены после 3-го урока - 30 минут, между урочной и внеурочной
деятельностями, после 6-го урока, продолжительность перемены составляет 20
минут.
Реализация АООП ОО в части трудового обучения осуществляется исходя из
региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с
учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья,
возможностей, а также интересов учащихся с ограниченными возможностями
здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля
труда, включающего в себя подготовку учащегося к индивидуальной трудовой
деятельности.
Учебный план включает обязательные предметные области:
Язык и речевая практика,
Математика,
Естествознание,
Человек и общество,
Искусство,

Физическая культура,
Технологии.
Основные задачи реализации содержания предметных областей.
Предметная область «Язык и речевая практика».
Учебные предметы: Русский язык, Чтение, Речевая практика.
Основные задачи реализации содержания:
Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения и письма в
процессе овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о
русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний.
Использование
письменной
коммуникации
для
решения
практикоориентированных задач.
Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых задач,
развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного,
элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных
жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения
доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование
коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.
Речевая
практика.
Расширение
представлений
об
окружающей
действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон
речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков устной
коммуникации и их применение в различных ситуациях общения. Ознакомление со
средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.
Предметная область «Математика».
Учебный предмет:
Математика. Основные задачи реализации содержания: Овладение началами
математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и
др.). Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при
решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в
различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать
некоторые математические знания в жизни.
Предметная область «Естествознание».
Учебные предметы: Мир природы и человека
Основные задачи реализации содержания:
Мир природы и человека. Формирование представлений об окружающем
мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях
человека и общества с природой. Развитие способности к использованию знаний о
живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для
осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных
природных и климатических условиях.
Предметная область «Искусство».
Учебные предметы: Рисование, Музыка.
Основные задачи реализации содержания:

Рисование. Формирование умений и навыков изобразительной деятельности,
их применение для решения практических задач. Развитие художественного вкуса:
умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности;
воспитание потребности в художественном творчестве.
Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков,
способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их
исполнению. Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование
простейших эстетических ориентиров.
Предметная область «Физическая культура».
Учебный предмет: Адаптированная физическая культура. Основные задачи
реализации содержания: Формирование установки на сохранение и укрепление
здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение
индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к физической
культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях
физической культурой и доступных видах спорта. Формирование и
совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и др.
Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной
физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами доступных
видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в
соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся.
Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие
и совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств
личности. Третий час за счет части, формируемой участниками образовательных
отношений - ритмика.
Предметная область «Технологии».
Учебные предметы: Ручной труд.
Основные задачи реализации содержания:
Ручной труд. Овладение элементарными приемами ручного труда,
общетрудовыми
умениями
и
навыками,
развитие
самостоятельности,
положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных
представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и
важности выбора доступной профессии.
Трудовое обучение в I-IV классах дает возможность обучающимся овладеть
элементарными приемами труда, общетрудовыми умениями и навыками.
Содержание трудового обучения в IV классе является переходной ступенью от
ручного труда к допрофессиональному.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также
индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть
учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;

введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии;
Часть, формируемая участниками образовательных отношений во II, IV
классах представлена следующими учебными предметами:
- Мир природы и человека;
- Основы безопасности жизнедеятельности;
- Русский язык;
- Математика.
«Коррекционно-развивающая область» представлена Подвижными
(народными) играми и коррекционными занятиями (логопедическими и
психокоррекционными).
Основные задачи реализации содержания:
Ритмика. Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные
движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением.
Развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой
моторики, пространственной ориентировки. Привитие навыков участия в
коллективной творческой деятельности. Ритмика способствует общему развитию
школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой
моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств
личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому
воспитанию.
Логопедические занятия. Формирование и развитие различных видов устной
речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе
обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие
словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности,
формирование
семантических
полей.
Развитие
и
совершенствование
грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков
письменной речи (чтения и письма).
Психокоррекционные занятия. Формирование учебной мотивации,
стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов.
Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного
отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие
самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к
эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с
окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в
коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения.
Внеурочная деятельность
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной
организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках
общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа).

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
определяет образовательная организация. Для развития потенциала тех
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают
трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с
участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы,
в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание
дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования).
Внеурочная деятельность в МАОУ СОШ «Средняя общеобразовательная
школа № 9» организуется по направлениям: игровая, досугово-развлекательная,
художественное творчество, социальное творчество, трудовая, общественнополезная, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая и др.
Основная цель внеурочной деятельности в МАОУ СОШ «Средняя
общеобразовательная школа № 9» является создание условий для достижения
обучающегося необходимого для жизни в обществе социального опыта и
формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для
всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной
отсталостью, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие
социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: творческой
самореализации обучающихся с умственной отсталостью в комфортной
развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к
различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей
действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и
совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со
сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого
для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Результативность внеурочной деятельности предполагает: приобретение
обучающимися с умственной отсталостью социального знания, формирования
положительного отношения к
базовым
ценностям, приобретения опыта
самостоятельного общественного действия.
Базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная
солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука,
традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных
предметов, разрабатываются с участием их родителей (законных представителей)
индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные
учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы
образования).

Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при 5-дневной
учебной неделе (34 учебных недели в году).
Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 1) обучающихся V-IX классов.
Предметные
Учебные предметы
Количество часов в неделю
Всего
области
(учебные курсы)
V
VI
VII
VIII
IX
Обязательная часть
Язык и речевая
Русский язык
4
4
4
4
4
20
практика
Чтение
4
4
4
4
4
20
(Литературное
чтение)
Математика
Математика
4
4
3
3
3
17
Естествознание

Человек и
общество

Искусство

Физическая
культура

Информатика
Природоведение

2

2

1
-

1
-

1
-

3
4

Биология

-

-

2

2

2

6

География
Основы социальной
жизни

2

2
2

2
2

2
2

2
2

8
10

Мир истории

-

2

-

-

-

2

История Отечества
Музыка

1

-

2
-

2
-

2
-

6
1

Рисование
(изобразительное
искусство)
Адаптивная
физическая
культура
Труд (технология)

2

-

-

-

-

2

2

2

2

2

2

10

6
27
2

6
28

7
29

7
29

7
29

33
142

2

1

1

1

7

1
1
29

1
1
30

1
30

1
30

1
30

5
149

34
986

34
1020

34
1020

34
1020

34
1020

5066

Технология
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
Информатика
Русский язык и развитие речи
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
в соответствии с санитарными правилами
и нормами
Количество недель
Итого Максимально допустимая нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе) в
соответствии с санитарными правилами и
нормами

Внеурочная деятельность (Включая
коррекционно-развивающая область):
Разговоры о важном

1

1

1

1

1

5

1

1
1

1
1

1
1

1
1

4
5

коррекционно-развивающие занятия:
психокоррекционные занятия

1

1

1

1

1

5

коррекционно-развивающие занятия:
дефектологические занятия занятия

1

1

1

1

1

5

Всего часов

4

5

5

5

5

24

Россия - мои горизонты
коррекционно-развивающие занятия:
логопедические занятия


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

О порядке обучения по индивидуальному учебному плану

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».