Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 9»
Согласовано
педагогическим советом
Протокол № 1
от 29 августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
директор
Галяутдинова Татьяна
Владимировна
Приказ № 233
от 29 августа 2025 г.
Учебный план
начального общего образования
для обучающихся с РАС по варианту ФАОП 8.2
на 2025-2026 учебный год
Первоуральск муниципальный округ, Свердловская область 2025
Учебный план начального общего образования для обучающихсяс РАС по варианту
ФАОП 8.2
Учебный план разработан на основе варианта № 2 федерального учебного плана для
обучающихся с РАС (вариант 8.2) для образовательных организаций, в которых обучение
ведется на русском языке.
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам.
Сроки освоения АООП НОО (вариант 8.2) обучающимися с РАС составляют пять лет.
В учебном плане представлены 8 предметных областей и коррекционно-развивающая
область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области,
обеспечивает целостное восприятие мира с учетом особых образовательных потребностей
и возможностей обучающихся с РАС. Коррекционно-развивающая область включена в
структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития
обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей -- обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП
НОО, и учебное время, отводимое на ихизучение по годам обучения.
Обязательная часть отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение
важнейших целей современного образования обучающихся с РАС:
- формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
- готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего
образования;
- формирование основы нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательного
процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая
деятельность, экскурсии).
Изучение учебного предмета «Иностранный язык» начинается с 3-го класса. На его
изучение отводится 1 час в неделю. В результате изучения предмета у обучающихся с РАС
будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного
языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с РАС
приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства
межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других
народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализация особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся с РАС, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося. На первом и втором годах обучения эта часть отсутствует. Время,
отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся используется:
- на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с РАС и необходимую коррекцию недостатков в психическом
и (или) физическом развитии;
- на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные (история и культура родного края).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с РАС учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной
образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация
занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в образовательной организации.
Коррекционно-развивающая область согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена
фронтальными
и
индивидуальными
коррекционно-развивающими
занятиями
(логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию
дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных
условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых
занятий, их количественное соотношение, содержание осуществляется образовательной
организацией самостоятельно исходя из психофизических особенностей обучающихся с
РАС на основании рекомендаций ПМПК и ИПРА. Коррекционно-развивающие курсы
проводятся в индивидуальной и групповой форме.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными
коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными),
направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и
восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике,
направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности
обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и
улучшения осанки обучающихся.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объемов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется
следующим образом: недельная нагрузка не более 10 часов, из них не менее 5 часов
отводится на проведение коррекционных занятий (п. 3.4.16 Санитарноэпидемиологических требований).
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – пять дней. Пятидневная
рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся с
РАС. Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебного года составляет 34
недели, на первом и втором годах обучения -- 33 недели.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными
коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными),
направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и
восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике,
направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности
обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и
улучшения осанки обучающихся. Количество часов в неделю указывается на одного
учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на
групповые занятия -- до 40 минут.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет
8 часов (в том числе 5 часов в неделю на коррекционно-образовательную область в течение
всего срока обучения на уровне начального общего образования) (п. 3.4.16 Санитарноэпидемиологических требований).
Количество учебных занятий за пять учебных лет не может составлять более3732 часов.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, на уровне НОО составляет 1680 часов, из
них 1176 часов приходится на коррекционно-развивающее направление.
Формы промежуточной аттестации
Формы промежуточной аттестации отражаются в учебном плане в соответствии
с методическими системами и образовательными технологиями, используемыми
образовательной организацией. Промежуточная аттестация для обучающихся с РАС может
проводиться как в общепринятых формах, так и в иных формах, учитывающих особенности
обучающихся.
В 1-м классе и 1-м дополнительном классе промежуточная аттестация не проводится.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится начиная с 2-го класса в конце
каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету. Промежуточная
аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной оценки и
результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном
журнале.
Обучающиеся с РАС имеют право на прохождение текущей, промежуточной, итоговой
аттестации освоения АООП НОО в иных формах. Специальные условия проведения
текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации
обучающихся с РАС включают:
- особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом
особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с
РАС;
- привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для
обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения
заданий);
- присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
- адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с РАС: упрощение формулировок по
грамматическому и семантическому оформлению; упрощение инструкции; дополнение
письменной инструкции к заданию, при необходимости, зачитыванием педагогическим
работником инструкции вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
- адаптирование, при необходимости, текста задания с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с РАС (более крупный шрифт,
четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по
грамматическому и семантическому оформлению);
- предоставление, при необходимости, дифференцированной помощи: стимулирующей
(одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания,
концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки),
направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
- увеличение времени на выполнение заданий;
- организация короткого перерыва (10--15 минут) при нарастании в поведении
обучающегося проявлений утомления, истощения;
- недопущение негативных реакций со стороны педагогического работника, создания
ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию обучающегося.
На итоговую оценку на уровне начального общего образования, результаты которой
используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения
обучения на следующем уровне образования, выносятся предметные, метапредметные
результаты и результаты освоения программы коррекционной работы.
Итоговая аттестация на уровне начального общего образования проводится с учетом
возможных специфических трудностей обучающегося с РАС в овладении письмом,
чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО должен
делаться на основании положительной индивидуальной динамики.
Федеральный учебный план начального общего образования
обучающихся с РАС (вариант 8.2).
Предметные
Классы
Количество часов в
неделю
Всего
области
Учебные
предметы
1
1
доп.
2
3
4
Русский язык и
Русский язык
5
5
5
4
4
23
литературное чтение
Литературное чтение
4
4
4
4
3
19
Иностранный язык
Иностранный язык
(английский)
–
–
–
1
1
2
Математика и информатика
Математика
4
4
4
4
4
20
Обществознание и
естествознание
Окружающий мир
2
2
2
2
2
10
Основы религиозных
культур и светской этики
Основы религиозных
культур и светской
этики
–
–
–
–
1
1
Музыка
1
1
1
1
1
5
Искусство
Изобразительное
искусство
1
1
1
1
1
5
Технология
Труд (технология)
1
1
1
1
1
5
Физическая культура
Физическая культура
(Адаптивная
физическая культура)
3
3
3
3
3
15
Итого
21
21
21
21
21
105
Часть, формируемая участниками
образовательного процесса
–
–
2
2
2
6
Шахматы
1
1
1
3
Русский язык и развитие речи
1
1
1
3
21
23
23
23
111
33
34
34
34
Максимально допустимая недельная нагрузка (при
пятидневной учебной неделе)
21
Количество учебных недель:
33
ИТОГО:
693
693 782 782 782 3732
Внеурочная деятельность (включая коррекционноразвивающую область):
Разговоры о важном
1
1
1
1
1
5
Математика: от простого к сложному
1
1
1
1
1
5
Русский язык и развитие речи
1
1
1
Подвижные шахматы
1
1
-
-
-
2
Оригами
1
1
1
1
1
5
коррекционно-развивающие занятия: логопедические
занятия
1
1
1
1
1
5
Уроки
психологического
развития
1
1
1
1
1
5
Развитие
познавательной
деятельности
1
1
1
1
1
5
8
8
6
6
6
34
коррекционно-развивающие
занятия: психокоррекционные
занятия
Итого часов в неделю
2