Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 9»
Согласовано
педагогическим советом
Протокол № 1
от 29 августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
директор
Галяутдинова Татьяна
Владимировна
Приказ № 233
от 29 августа 2025 г.
Учебный план
основного общего образования
для обучающихся с ТНР по варианту ФАОП 5.1
на 2025-2026 учебный год
Первоуральск муниципальный округ, Свердловская область 2025
Учебный план основного общего образования для обучающихся с ТНР по варианту
ФАОП 5.1
Пояснительная записка
Учебный план образовательной организации, реализующей адаптированную основную
общеобразовательную программу основного общего образования (далее – АООП ООО)
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР), определяет общие рамки
отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации
образовательной деятельности.
Учебный план образовательной организации, реализующей АООП ООО обучающихся с
ТНР:
фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с ТНР;
определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время,
отводимое на их освоение и организацию;
распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.
Учебный план соответствует действующему законодательству РФ в области образования,
обеспечивает реализацию требований ФГОС ООО и ФОП ООО, в том числе требований о
включении во внеурочную деятельность коррекционно-развивающих курсов по Программе
коррекционной работы, и выполнение установленных санитарно-гигиенических
требований к образовательному процессу.
Федеральный учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного
языка Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучения родного
языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как
родного языка, государственных языков республик Российской Федерации.
Для обучающегося с ТНР может быть разработан индивидуальный учебный план как на
весь период обучения по программе, так и на один год или иной срок.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных
для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных
организаций, реализующих АООП ООО, и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Обучение в образовательной организации ведется на русском языке. В связи с тем что
родители обучающихся в заявлениях не выразили желания изучать учебные предметы
предметной области «Родной язык и родная литература», предметная область и учебные
предметы «Родной язык» и «Родная литература» отсутствуют в учебном плане.
В предметной области «Иностранные языки» предусматривается изучение предмета
«английский язык». Изучение иностранного языка начинается с 5 класса. На изучение
предмета «Иностранный язык» отводится 3 часа в неделю.
В учебном плане количество часов на изучение учебного предмета «Физическая культура»
составляет 2 часа в неделю.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет
время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по
выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, в том числе предусматривающих углубленное изучение учебных предметов,
с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом
развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые
образовательные
потребности
обучающихся
с
ОВЗ.
Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, может быть
использовано на:
увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне;
введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и
потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности
обучающихся.
Представлены предметы по выбору «Финансовая грамотность», «Информатика»,
«Сложные вопросы биологии», «Тайны текста».
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. Из часов,
отводимых на внеурочную деятельность, не менее 5 академических часов на каждого
обучающегося отводится на коррекционно-развивающие курсы. Из этих часов не менее 2
часов недельной нагрузки на одного обучающегося выделяются на коррекционноразвивающий курс «Индивидуальные и групповые логопедические занятия», который
является неотъемлемой частью внеурочной деятельности. Частота и продолжительность
групповых и индивидуальных логопедических занятий определяются примерным
положением об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность (утв. распоряжением Минпросвещения от 06.08.2020).
Виды внеурочной деятельности дополняются также дополнительными коррекционноразвивающими курсами, направленными на восполнение пробелов в речевой деятельности
детей, преодоление вторичных отклонений в развитии, а также формирование предпосылок
успешного освоения личностных, метапредметных и предметных компетенций.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной и/или групповой
форме.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объемов финансирования, направляемых на реализацию АООП ООО
обучающихся с ТНР. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность,
осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 7 часов, из них 5 отводится на
коррекционно-развивающие курсы, 2 – на другие направления внеурочной деятельности.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели. Урочная деятельность
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по 5 дневной
учебной неделе, в субботу возможны организация и проведение внеурочной деятельности.
Максимальная учебная нагрузка в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 не превышает 30
часов в неделю на одного обучающегося. В день возможно проведение шести уроков.
Продолжительность урока – 40 минут.
Формы промежуточной аттестации
Формы промежуточной аттестации отражаются в учебном плане в соответствии с
методическими системами и образовательными технологиями, используемыми
образовательной организацией. Промежуточная аттестация для обучающихся с ТНР может
проводиться как в общепринятых формах, так и в иных формах, учитывающих особенности
обучающихся.
При организации оценочных процедур в соответствии с ФАОП ООО для обучающихся с
ТНР (вариант 5.1) создаются специальные условия, обусловленные особыми
образовательными потребностями обучающихся с ТНР и связанными с ними
объективными трудностями. Данные условия включают:
особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом
особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей учащихся с
ТНР;
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных
для учащихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода
выполнения заданий);
присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; при
необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей
(одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания,
концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости
самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
при необходимости адаптирование инструкции с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей учащихся с ТНР:
упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими
смысловыми акцентами;
увеличение времени, отводимого обучающемуся, в 1,5–2 раза в зависимости от
индивидуальных особенностей здоровья обучающегося с ТНР;
возможность организации короткого перерыва (10–15 минут) при нарастании в
поведении ребенка проявлений утомления, истощения.
Учебный план основного общего образования на 2025/26 учебный год
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов в
неделю
VI
VII VIII IX
класс класс класс класс
Всего
Обязательная часть
Русский язык и литература
Иностранные языки
Математика и
информатика
Общественно-научные
предметы
Русский язык
6
4
3
3
16
Литература
3
2
2
3
10
Иностранный язык
3
3
3
3
3
Математика
5
Алгебра
3
3
3
9
Геометрия
2
2
2
6
Вероятность и статистика
1
1
1
3
Информатика
1
1
1
3
История
3
3
2
2,5
10,5
Обществознание
–
–
1
1
2
География
1
2
2
2
7
2
2
3
7
2
2
4
2
2
6
Физика
Естественно-научные
предметы
5
Химия
Биология
1
1
Изобразительное искусство
1
1
Музыка
1
1
1
Технология
Труд (технология)
2
2
1
1
6
Основы безопасности и
защиты Родины
Основы безопасности и защиты
Родины
–
–
1
1
2
Физическая культура
Физическая культура
2
2
2
2
8
28
30
31
32,5
1
1
0,5
Искусство
Итого
2
3
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные предметы, курсы, модули по выбору:
Тайны текста
Финансовая грамотность
1
информатика
1
Сложные вопросы биологии
Всего в неделю
30
2,5
1
1
1
32
33
2
33
128
Максимально допустимая недельная нагрузка (при
пятидневной неделе) в соответствии с действующими
санитарными правилами и нормами
30
32
33
33
128
Учебные недели
34
34
34
34
136
Всего учебных часов
1020 1088 1122 1122 4352
Внеурочная деятельность:
Разговоры о важном
1
1
1
1
4
Россия-мои горизонты
1
1
1
1
4
коррекционно-развивающие занятия: Русский язык и
развитие речи
1
1
1
1
4
коррекционно-развивающие занятия: логопедические занятия 2
2
2
2
8
коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные
занятия
1
1
1
1
4
дефектологические 1
1
1
1
4
7
7
7
28
коррекционно-развивающие
занятия
занятия:
Всего часов на реализацию внеурочной деятельности
7