ТНР ООО по варианту ФАОП 5,1 5 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 9»

Согласовано
педагогическим
советом

УТВЕРЖД
директор
Галяутдино
Татьяна
Владимиро
Приказ № 2
от 29 август
2025 г.

Протокол № 1
от 29 августа
2025 г.

Учебный план
основного общего образования
для обучающихся с ТНР по варианту ФАОП 5.1

на 2025-2026 учебный год

Первоуральск муниципальный округ, Свердловская область 2025

Учебный план основного общего образования для обучающихся с ТНР по варианту
ФАОП 5.1
Пояснительная записка
Учебный план образовательной организации, реализующей адаптированную основную
общеобразовательную программу основного общего образования (далее – АООП ООО)
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР), определяет общие рамки
отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации
образовательной деятельности.
Учебный план образовательной организации, реализующей АООП ООО обучающихся с
ТНР:


фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с ТНР;



определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время,
отводимое на их освоение и организацию;



распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.

Учебный план соответствует действующему законодательству РФ в области образования,
обеспечивает реализацию требований ФГОС ООО и ФОП ООО, в том числе требований о
включении во внеурочную деятельность коррекционно-развивающих курсов по Программе
коррекционной работы, и выполнение установленных санитарно-гигиенических
требований к образовательному процессу.
В МАОУ СОШ №9 установлен режим пятидневной учебной недели. Образовательная
недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели и соответствует
требованиям санитарных норм СанПиН 1.2.3685-21. Объем максимально допустимой
образовательной нагрузки в течение дня в 5–6-х классах не превышает шести уроков, в 7–
9-х классах – семи уроков.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов,
модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки:


в 5-х классах – 29 часов в неделю;



6-х классах – 30 часов в неделю;



7-х классах – 32 часа в неделю;



8–9-х классах – 33 часа в неделю.

Общее количество часов учебных занятий за пять лет составляет 5338 часов.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных
для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных
организаций, реализующих АООП ООО, и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.

Обучение в образовательной организации ведется на русском языке. В связи с тем что
родители обучающихся в заявлениях не выразили желания изучать учебные предметы
предметной области «Родной язык и родная литература», предметная область и учебные
предметы «Родной язык» и «Родная литература» отсутствуют в учебном плане.
В предметной области «Иностранные языки» предусматривается изучение предмета
«английский язык». Изучение иностранного языка начинается с 5 класса. На изучение
предмета «Иностранный язык» отводится 3 часа в неделю.
В учебном плане количество часов на изучение учебного предмета «Физическая культура»
составляет 2 часа в неделю.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет
время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по
выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, в том числе предусматривающих углубленное изучение учебных предметов,
с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом
развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые
образовательные
потребности
обучающихся
с
ОВЗ.
Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, может быть
использовано на:


увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне;



введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и
потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;



другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности
обучающихся.

Представлены предметы по выбору «Финансовая грамотность», «Информатика»,
«Сложные вопросы биологии», «Тайны текста».
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. Из часов,
отводимых на внеурочную деятельность, не менее 5 академических часов на каждого
обучающегося отводится на коррекционно-развивающие курсы. Из этих часов не менее 2
часов недельной нагрузки на одного обучающегося выделяются на коррекционноразвивающий курс «Индивидуальные и групповые логопедические занятия», который
является неотъемлемой частью внеурочной деятельности. Частота и продолжительность
групповых и индивидуальных логопедических занятий определяются примерным
положением об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность (утв. распоряжением Минпросвещения от 06.08.2020).
Виды внеурочной деятельности дополняются также дополнительными коррекционноразвивающими курсами, направленными на восполнение пробелов в речевой деятельности
детей, преодоление вторичных отклонений в развитии, а также формирование предпосылок
успешного освоения личностных, метапредметных и предметных компетенций.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной и/или групповой
форме.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объемов финансирования, направляемых на реализацию АООП ООО
обучающихся с ТНР. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность,
осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 7 часов, из них 5 отводится на
коррекционно-развивающие курсы, 2 – на другие направления внеурочной деятельности.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели. Урочная деятельность
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по 5 дневной
учебной неделе, в субботу возможны организация и проведение внеурочной деятельности.
Максимальная учебная нагрузка в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 не превышает 30
часов в неделю на одного обучающегося. В день возможно проведение шести уроков.
Продолжительность урока – 40 минут.
Формы промежуточной аттестации
Формы промежуточной аттестации отражаются в учебном плане в соответствии с
методическими системами и образовательными технологиями, используемыми
образовательной организацией. Промежуточная аттестация для обучающихся с ТНР может
проводиться как в общепринятых формах, так и в иных формах, учитывающих особенности
обучающихся.
При организации оценочных процедур в соответствии с ФАОП ООО для обучающихся с
ТНР (вариант 5.1) создаются специальные условия, обусловленные особыми
образовательными потребностями обучающихся с ТНР и связанными с ними
объективными трудностями. Данные условия включают:


особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом
особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей учащихся с
ТНР;



привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных
для учащихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода
выполнения заданий);



присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; при
необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей
(одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания,
концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости
самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);



при необходимости адаптирование инструкции с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей учащихся с ТНР:



упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;



упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;



в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими
смысловыми акцентами;



увеличение времени, отводимого обучающемуся, в 1,5–2 раза в зависимости от
индивидуальных особенностей здоровья обучающегося с ТНР;



возможность организации короткого перерыва (10–15 минут) при нарастании в
поведении ребенка проявлений утомления, истощения.

Федеральный недельный учебный план основного общего образования
обучающихся с ТНР для 5-дневной учебной недели.
Предметные области

Учебные предметы
(учебные курсы)

Количество часов в неделю
V

VI

VII VIII IX

Всего

Русский язык

5

6

4

3

3

21

Литература

3

3

2

2

3

13

Иностранные языки

Иностранный язык

3

3

3

3

3

15

Математика и
информатика

Математика

5

5

-

-

-

10

Алгебра

-

-

3

3

3

9

Геометрия

-

-

2

2

2

6

Вероятность и статистика

-

-

1

1

1

3

Информатика

-

-

1

1

1

3

История

3

3

3

3

2

14

Обществознание

-

-

-

-

1

1

География

1

1

2

2

2

8

Физика

-

-

2

2

3

7

Химия

-

-

-

2

2

4

Биология

1

1

1

2

2

7

Музыка

1

1

1

1

-

4

Изобразительное
искусство

1

1

1

-

-

3

Технология

Труд (технология)

2

2

2

1

1

8

Основы безопасности и
защиты Родины

Основы безопасности и
защиты Родины

-

-

-

1

1

2

Физическая культура

Адаптивная физическая
культура

2

2

2

2

2

10

Итого

27

28

30

31

32

148

Часть, формируемая участниками образовательных
отношений

2

2

2

2

1

9

Тайны текста

1

-

1

1

1

4

Информатика

1

1

Обязательная часть
Русский язык и
литература

Общественно-научные
предметы

Естественно-научные
предметы

Искусство

2

Финансовая грамотность

-

1

-

Сложные вопросы биологии

-

-

1

1

-

2

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе) в соответствии с
29
санитарными правилами

30

32

33

33

157

Учебные недели

34

34

34

34

34

170

Всего учебных часов на учебный период

986 1020 1088 1122 1122 5338

1

Внеурочная деятельность (включая коррекционноразвивающую область)
Разговоры о важном

1

1

1

1

1

5

Россия – мои горизонты

1

1

1

1

4

Коррекционно-развивающие занятия: Русский язык и
1
развитие речи

1

1

1

1

5

Коррекционный курс "Коррекционно-развивающие
занятия: психокоррекционные (психологические)"

1

1

1

1

1

5

Коррекционный курс "Коррекционно-развивающие
занятия: психокоррекционные (дефектологические)"

1

1

1

1

1

5

Коррекционный курс "Логопедические занятия"

2

2

2

2

2

10

Всего часов на реализацию внеурочной деятельности

6

7

7

7

7

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

О порядке обучения по индивидуальному учебному плану

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».