Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 9»
Согласовано
педагогическим
советом
УТВЕРЖД
директор
Галяутдино
Татьяна
Владимиро
Приказ № 2
от 29 август
2025 г.
Протокол № 1
от 29 августа
2025 г.
Учебный план
основного общего образования
для обучающихся с ТНР по варианту ФАОП 5.1
на 2025-2026 учебный год
Первоуральск муниципальный округ, Свердловская область 2025
Учебный план основного общего образования для обучающихся с ТНР по варианту
ФАОП 5.1
Пояснительная записка
Учебный план образовательной организации, реализующей адаптированную основную
общеобразовательную программу основного общего образования (далее – АООП ООО)
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР), определяет общие рамки
отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации
образовательной деятельности.
Учебный план образовательной организации, реализующей АООП ООО обучающихся с
ТНР:
фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с ТНР;
определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время,
отводимое на их освоение и организацию;
распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.
Учебный план соответствует действующему законодательству РФ в области образования,
обеспечивает реализацию требований ФГОС ООО и ФОП ООО, в том числе требований о
включении во внеурочную деятельность коррекционно-развивающих курсов по Программе
коррекционной работы, и выполнение установленных санитарно-гигиенических
требований к образовательному процессу.
В МАОУ СОШ №9 установлен режим пятидневной учебной недели. Образовательная
недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели и соответствует
требованиям санитарных норм СанПиН 1.2.3685-21. Объем максимально допустимой
образовательной нагрузки в течение дня в 5–6-х классах не превышает шести уроков, в 7–
9-х классах – семи уроков.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов,
модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки:
в 5-х классах – 29 часов в неделю;
6-х классах – 30 часов в неделю;
7-х классах – 32 часа в неделю;
8–9-х классах – 33 часа в неделю.
Общее количество часов учебных занятий за пять лет составляет 5338 часов.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных
для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных
организаций, реализующих АООП ООО, и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Обучение в образовательной организации ведется на русском языке. В связи с тем что
родители обучающихся в заявлениях не выразили желания изучать учебные предметы
предметной области «Родной язык и родная литература», предметная область и учебные
предметы «Родной язык» и «Родная литература» отсутствуют в учебном плане.
В предметной области «Иностранные языки» предусматривается изучение предмета
«английский язык». Изучение иностранного языка начинается с 5 класса. На изучение
предмета «Иностранный язык» отводится 3 часа в неделю.
В учебном плане количество часов на изучение учебного предмета «Физическая культура»
составляет 2 часа в неделю.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет
время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по
выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, в том числе предусматривающих углубленное изучение учебных предметов,
с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом
развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые
образовательные
потребности
обучающихся
с
ОВЗ.
Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, может быть
использовано на:
увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне;
введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и
потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности
обучающихся.
Представлены предметы по выбору «Финансовая грамотность», «Информатика»,
«Сложные вопросы биологии», «Тайны текста».
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. Из часов,
отводимых на внеурочную деятельность, не менее 5 академических часов на каждого
обучающегося отводится на коррекционно-развивающие курсы. Из этих часов не менее 2
часов недельной нагрузки на одного обучающегося выделяются на коррекционноразвивающий курс «Индивидуальные и групповые логопедические занятия», который
является неотъемлемой частью внеурочной деятельности. Частота и продолжительность
групповых и индивидуальных логопедических занятий определяются примерным
положением об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность (утв. распоряжением Минпросвещения от 06.08.2020).
Виды внеурочной деятельности дополняются также дополнительными коррекционноразвивающими курсами, направленными на восполнение пробелов в речевой деятельности
детей, преодоление вторичных отклонений в развитии, а также формирование предпосылок
успешного освоения личностных, метапредметных и предметных компетенций.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной и/или групповой
форме.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объемов финансирования, направляемых на реализацию АООП ООО
обучающихся с ТНР. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность,
осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 7 часов, из них 5 отводится на
коррекционно-развивающие курсы, 2 – на другие направления внеурочной деятельности.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели. Урочная деятельность
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по 5 дневной
учебной неделе, в субботу возможны организация и проведение внеурочной деятельности.
Максимальная учебная нагрузка в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 не превышает 30
часов в неделю на одного обучающегося. В день возможно проведение шести уроков.
Продолжительность урока – 40 минут.
Формы промежуточной аттестации
Формы промежуточной аттестации отражаются в учебном плане в соответствии с
методическими системами и образовательными технологиями, используемыми
образовательной организацией. Промежуточная аттестация для обучающихся с ТНР может
проводиться как в общепринятых формах, так и в иных формах, учитывающих особенности
обучающихся.
При организации оценочных процедур в соответствии с ФАОП ООО для обучающихся с
ТНР (вариант 5.1) создаются специальные условия, обусловленные особыми
образовательными потребностями обучающихся с ТНР и связанными с ними
объективными трудностями. Данные условия включают:
особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом
особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей учащихся с
ТНР;
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных
для учащихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода
выполнения заданий);
присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; при
необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей
(одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания,
концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости
самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
при необходимости адаптирование инструкции с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей учащихся с ТНР:
упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими
смысловыми акцентами;
увеличение времени, отводимого обучающемуся, в 1,5–2 раза в зависимости от
индивидуальных особенностей здоровья обучающегося с ТНР;
возможность организации короткого перерыва (10–15 минут) при нарастании в
поведении ребенка проявлений утомления, истощения.
Федеральный недельный учебный план основного общего образования
обучающихся с ТНР для 5-дневной учебной недели.
Предметные области
Учебные предметы
(учебные курсы)
Количество часов в неделю
V
VI
VII VIII IX
Всего
Русский язык
5
6
4
3
3
21
Литература
3
3
2
2
3
13
Иностранные языки
Иностранный язык
3
3
3
3
3
15
Математика и
информатика
Математика
5
5
-
-
-
10
Алгебра
-
-
3
3
3
9
Геометрия
-
-
2
2
2
6
Вероятность и статистика
-
-
1
1
1
3
Информатика
-
-
1
1
1
3
История
3
3
3
3
2
14
Обществознание
-
-
-
-
1
1
География
1
1
2
2
2
8
Физика
-
-
2
2
3
7
Химия
-
-
-
2
2
4
Биология
1
1
1
2
2
7
Музыка
1
1
1
1
-
4
Изобразительное
искусство
1
1
1
-
-
3
Технология
Труд (технология)
2
2
2
1
1
8
Основы безопасности и
защиты Родины
Основы безопасности и
защиты Родины
-
-
-
1
1
2
Физическая культура
Адаптивная физическая
культура
2
2
2
2
2
10
Итого
27
28
30
31
32
148
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
2
2
2
2
1
9
Тайны текста
1
-
1
1
1
4
Информатика
1
1
Обязательная часть
Русский язык и
литература
Общественно-научные
предметы
Естественно-научные
предметы
Искусство
2
Финансовая грамотность
-
1
-
Сложные вопросы биологии
-
-
1
1
-
2
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе) в соответствии с
29
санитарными правилами
30
32
33
33
157
Учебные недели
34
34
34
34
34
170
Всего учебных часов на учебный период
986 1020 1088 1122 1122 5338
1
Внеурочная деятельность (включая коррекционноразвивающую область)
Разговоры о важном
1
1
1
1
1
5
Россия – мои горизонты
1
1
1
1
4
Коррекционно-развивающие занятия: Русский язык и
1
развитие речи
1
1
1
1
5
Коррекционный курс "Коррекционно-развивающие
занятия: психокоррекционные (психологические)"
1
1
1
1
1
5
Коррекционный курс "Коррекционно-развивающие
занятия: психокоррекционные (дефектологические)"
1
1
1
1
1
5
Коррекционный курс "Логопедические занятия"
2
2
2
2
2
10
Всего часов на реализацию внеурочной деятельности
6
7
7
7
7
34