Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 9»
Согласовано
педагогическим советом
УТВЕРЖДЕНО
директор
Галяутдинова Татьяна
Владимировна
Приказ № 233
от 29 августа 2025 г.
Протокол № 1
от 29 августа 2025 г.
Индивидуальный учебный план
начальногообщего образования
для обучающихся с ЗПР по варианту ФАОП 7.2
(коррекционные классы)
на 2025-2026 учебный год
Первоуральск муниципальный округ, Свердловская область 2025
Индивидуальный учебный план НОО обучающихся с ЗПР по варианту ФАОП 7.2
Индивидуальный учебный план (далее – ИУП) разработан в соответствии с
требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и является основным механизмом
реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР, вариант 7.2.
Индивидуальный учебный план разработан для обучающегося в соответствии с АООП
НОО обучающихся с ЗПР варианта 7.2. Срок освоения АООП НОО обучающимися с
ЗПР для варианта 7.2 составляет пять лет (1-й и 1-й дополнительный классы).
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,
реализующих АООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по годам
обучения.
Обязательная часть отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР:
формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а
также его интеграцию в социальное окружение;
готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного
общего образования;
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательного
процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая
деятельность, экскурсии).
Изучение учебного предмета «Иностранный язык» начинается с 3-го класса. На его
изучение отводится 1 час в неделю. При проведении занятий по предмету
«Иностранный язык» класс делится на две группы. В результате изучения предмета у
обучающихся с ЗПР будут сформированы первоначальные представления о роли и
значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного
мира. Обучающиеся с ЗПР приобретут начальный опыт использования иностранного
языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и
культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным
языком.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося. На первом и втором годах обучения эта часть отсутствует. Время,
отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся используется:
на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую
коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
 на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные (история и культура родного
края).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально
допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с
санитарно-гигиеническими требованиями.
Обязательным компонентом индивидуального учебного плана является внеурочная
деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивнооздоровительное).
Коррекционно-развивающая область согласно требованиям ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ является обязательной частью внеурочной деятельности и
представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими
занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на
коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных
жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных
и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание осуществляется
образовательной организацией самостоятельно исходя из психофизических
особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и ИПРА.
Коррекционно-развивающие курсы проводятся в индивидуальной и групповой форме.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и
психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического
развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми
занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной
деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений, координации
движений и улучшения осанки обучающихся.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 20 минут,
на групповые занятия – до 40 минут.
С целью профилактики школьной неуспешности во внеурочной деятельности выделен
1 час для проведения индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий
педагога. Занятия направлены на восполнение образовательных дефицитов,
закрепление учебного навыка, формирование и закрепление индивидуальных приемов
учебных действий и учебных навыков по предметам «Русский язык», «Математика».
Для этого в часть, формируемую участниками образовательных отношений, включены
учебные курсы «Решение текстовых задач по математике» и «Практикум по русскому
языку».
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Формы промежуточной аттестации
Формы промежуточной аттестации отражаются в учебном плане в соответствии с
методическими системами и образовательными технологиями, используемыми
образовательной организацией. Промежуточная аттестация для обучающихся с ЗПР
может проводиться как в общепринятых формах, так и в иных формах, учитывающих
особенности обучающихся.
В 1-м классе и 1-м дополнительном классе промежуточная аттестация не проводится.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится начиная с 2-го класса в конце
каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов
накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и
фиксируется в классном журнале.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной, итоговой
аттестации освоения АООП НОО в иных формах. Специальные условия проведения
текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации
обучающихся с ЗПР включают:
особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с
учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных
особенностей обучающихся с ЗПР;
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие
привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов
общего хода выполнения заданий);
присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР: упрощение формулировок
по грамматическому и семантическому оформлению; упрощение инструкции;
дополнение письменной инструкции к заданию, при необходимости,
зачитывание педагогическим работником инструкции вслух в медленном
темпе с четкими смысловыми акцентами;
адаптирование, при необходимости, текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с
ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого;
упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому
оформлению);
предоставление, при необходимости, дифференцированной помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей
(привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы,
напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и
разъяснение инструкции к заданию);
 увеличение времени на выполнение заданий;
 организация короткого перерыва (10–15 минут) при нарастании в поведении
обучающегося проявлений утомления, истощения;
 недопущение негативных реакций со стороны педагогического работника,
создания ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию
обучающегося.
На итоговую оценку на уровне начального общего образования, результаты которой
используются при принятии решения о возможности (или невозможности)
продолжения обучения на следующем уровне образования, выносятся предметные,
метапредметные результаты и результаты освоения программы коррекционной работы.
Итоговая аттестация на уровне начального общего образования проводится с учетом
возможных специфических трудностей обучающегося с ЗПР в овладении письмом,
чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО
должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики.
Индивидуальный учебный план НОО обучающегося с ЗПР (вариант 7.2)
Предметные
Классы Количество часов в неделю
области
Учебные
предметы
Русский язык и
Всего
1
1 доп.
2
3
4
Русский язык
2.5/2.5
2.5/2.5
2.5/2.5
2/2
2/2
23
литературное
чтение
Литературное
чтение
2/2
2/2
2/2
2/2
1.5/1.5
19
Иностранный
язык
Иностранный язык
(английский)
–
–
–
0.5/0.5
0.5/0.5
2
Математика и
информатика
Математика
2/2
2/2
2/2
2/2
2/2
20
1/1
1/1
1/1
1/1
1/1
10
–
–
–
–
0.5/0.5
1
Музыка
0.5/0.5
0.5/0.5
0.5/0.5
0.5/0.5
0.5/0.5
5
Искусство
Изобразительное
искусство
0.5/0.5
0.5/0.5
0.5/0.5
0.5/0.5
0.5/0.5
5
Технология
Труд (технология)
0.5/0.5
0.5/0.5
0.5/0.5
0.5/0.5
0.5/0.5
5
Физическая
культура
Физическая
культура
(Адаптивная
физическая
культура)
1.5/1.5
1.5/1.5
1.5/1.5
1.5/1.5
1.5/1.5
15
Обществознание
Окружающий мир
и естествознание
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Основы
религиозных
культур и светской
этики
Итого
10.5/10.5 10.5/10.5 10.5/10.5 10.5/10.5 10.5/10.5
Часть, формируемая участниками
образовательного процесса
-----------------------------------
–
–
-
-
-
105
-
-
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при пятидневной учебной
неделе)
21
21
21
21
21
105
Внеурочная деятельность (включая
коррекционно-развивающую
область):
6
6
6
6
6
36
Разговоры о важном
1
1
1
1
1
5
Математика: от простого к сложному
1
1
1
1
1
5
Русский язык и развитие речи
1
1
1
1
1
5
коррекционно-развивающие занятия:
логопедические занятия
1
1
1
1
1
5
коррекционно-развивающие занятия:
психокоррекционные занятия
(психологические)
1
1
1
1
1
5
коррекционно-развивающие занятия:
психокоррекционные занятия
(дефектологические)
1
1
1
1
1
5
Всего
27
27
27
27
27
141