ЗПР ООО по варианту ФАОП 7 5 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 9»

Согласовано
педагогическим советом
Протокол № 1
от 29 августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО
директор
Галяутдинова Татьяна
Владимировна
Приказ № 233
от 29 августа 2025 г.

Учебный план
основного общего образования
для обучающихся с ЗПР по варианту ФАОП 7

на 2025-2026 учебный год

Первоуральск муниципальный округ, Свердловская область 2025

Учебный план основного общего образования
обучающихся с ЗПР по варианту ФАОП 7
Пояснительная записка
Учебный план образовательной организации, реализующей адаптированную основную
общеобразовательную программу основного общего образования (далее – АООП
ООО) обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР), определяет
общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов
образования и организации образовательной деятельности.
Учебный план образовательной организации, реализующей АООП ООО обучающихся
с ЗПР:
фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с ЗПР;
определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время,
отводимое на их освоение и организацию;
 распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.



Учебный план разработан на основе ФАОП ООО для обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7) и в целом соответствует обязательным требованиям
ФГОС ООО и ФОП ООО, в том числе требованиям о включении во внеурочную
деятельность коррекционных курсов по Программе коррекционной работы.
В основу учебного плана положен 1-й вариант учебного плана ФАОП ООО для
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7) – для
общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке (п.
196.6.1 ФАОП ООО).
В учебном плане представлены 10 предметных областей и коррекционно-развивающая
область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной
области, обеспечивает целостное восприятие мира с учетом особых образовательных
потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР.
Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью
коррекции недостатков психофизического развития и социальной адаптации
обучающихся. Коррекционно-развивающая область представлена коррекционными
курсами, необходимыми для преодоления или ослабления нарушения с учетом
индивидуальных особенностей обучающегося с ЗПР. В образовательной организации
предусмотрены индивидуальные или групповые формы проведения занятий,
их чередование и количественное соотношение определяются образовательной
организацией. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия направлены
на преодоление индивидуальных дефицитов развития и обучения. Решение
о предоставлении индивидуальных занятий ребенку принимает ППк образовательной
организации.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.

В МАОУ СОШ №9 установлен режим пятидневной учебной недели. Образовательная
недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели и
соответствует требованиям санитарных норм СанПиН 1.2.3685-21. Объем максимально
допустимой образовательной нагрузки в течение дня в 5–6-х классах не превышает
шести уроков, в 7–9-х классах – семи уроков.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов,
курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений, в совокупности не превышает величину недельной
образовательной нагрузки:


в 5-х классах – 29 часов в неделю;



6-х классах – 30 часов в неделю;



7-х классах – 32 часа в неделю;



8–9-х классах – 33 часа в неделю.

Общее количество часов учебных занятий за пять лет составляет 5338 часов.
Обучение в МАОУ СОШ №9 ведется на русском языке. Учебный план не
предусматривает преподавание учебных предметов «Родной язык» и «Родная
литература» предметной области «Родной язык и родная литература», так как родители
обучающихся в заявлениях не выразили желания изучать указанные учебные
предметы.
Учебный план не предусматривает преподавание и изучение предмета «Второй
иностранный язык» в рамках обязательной предметной области «Иностранные языки»,
так как родители в заявлениях не выразили желания изучать учебный предмет.
В рамках учебного предмета «Математика» предусмотрено изучение учебных курсов
«Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
Учебный предмет «История» в рамках обязательной предметной области
«Общественно-научные предметы» включает в себя учебные курсы «История России»,
«Всеобщая история» и «История нашего края», на которые суммарно отводится по
3 часа в неделю в 5–8-х классах.
При проведении занятий по учебным предметам «Иностранный язык (английский)»,
«Труд (технология)» осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по
предельно допустимой наполняемости групп.
Время, отводимое на формируемую часть учебного плана, использовано для
увеличения учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части. Так, на учебный предмет «Сложные вопросы
биологии» в 7–8-х классах отводится по 1 часу в неделю.
С целью формирования читательской грамотности в часть, формируемую участниками
образовательных отношений, включен учебный курс «Тайны текста». Курс изучается в
5-х, 7-х, 8-х, 9-х классах по 1 часу в неделю.
В 6-х классах изучается курс «Финансовая грамотность» 1 час в неделю.
Предметы формируемой часть учебного плана изучаются безотметочно.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.

Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и
внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы
основного общего образования определяет МАОУ СОШ №9.
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не
превышает продолжительности выполнения 2 часа – для 5-го класса, 2,5 часа – для 6–
8-х классов, 3,5 часа – для 9-го класса. Образовательной организацией осуществляется
координация и контроль объема домашнего задания обучающихся каждого класса по
всем предметам в соответствии с Гигиеническими нормативами.
Домашнее задание на следующий урок задается на текущем уроке, дублируется в
электронном журнале не позднее времени окончания учебного дня – 16.00. Для
выполнения задания, требующего длительной подготовки (например, подготовка
доклада, реферата, оформление презентации, заучивание стихотворений),
предоставляется достаточное количество времени.
Использование электронных средств обучения в ходе реализации образовательной
деятельности, включая выполнение домашних заданий, внеурочную деятельность,
проводится в соответствии с Санитарно- эпидемиологическими требованиями и
Гигиеническими нормативами
В часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений,
введен в 5, 6 классах в объеме 1 час в неделю учебный предмет «Информатика», в
результате изучения которого у обучающихся с ЗПР будут сформированы
первоначальные представления по предмету, что будет способствовать профилактике
трудностей в изучении данного предмета в 7 – 9 классах. (п. 196.6.7 ФАОП ООО).
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов
освоения АООП ООО (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемая
в формах, отличных от урочной.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации.
Содержание данных занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся
и их родителей (законных представителей).
1 час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном». Внеурочные
занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения
обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории,
богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции
личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного
поведения в обществе.
Также 1 час внеурочной деятельности в 6-9-х классах отводится на проведение
внеурочных занятий по курсу «Россия – мои горизонты» в рамках реализации
профориентационного минимума.
Коррекционно-развивающая область учебного плана включается во внеурочную
деятельность. Она представлена коррекционными курсами логопедической
и психокоррекционной направленности с целью коррекции и ослабления нарушений

в психическом и психофизическом развитии обучающихся с ЗПР, формирования
жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающихся, а также адаптацию в социуме.
Содержание коррекционно-развивающих курсов, их количественное соотношение
определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя
из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций
ПМПК. Кроме того, содержание данной области может быть дополнено для отдельных
учащихся на основании решения ППк в соответствии с индивидуальными
потребностями и особенностями. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в
индивидуальной и групповой форме.
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают
участие все педагогические работники образовательной организации: учителядефектологи, воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, тьюторы,
социальные педагоги, педагоги дополнительного образования.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объемов финансирования, направляемых на реализацию АООП ООО
обучающихся с ЗПР. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную
деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка в 5 классе 6
часов, в 6-9 классах 7 часов, из них 5 часов отводится на коррекционно-развивающие
курсы.

Федеральный недельный учебный план основного общего образования
обучающихся с ЗПР для 5-дневной учебной недели (1 вариант).
Предметные области

Учебные предметы
(учебные курсы)

Количество часов в неделю
V

VI

VII VIII IX

Всего

Русский язык

5

6

4

3

3

21

Литература

3

3

2

2

3

13

Иностранные языки

Иностранный язык

3

3

3

3

3

15

Математика и
информатика

Математика

5

5

-

-

-

10

Алгебра

-

-

3

3

3

9

Геометрия

-

-

2

2

2

6

Вероятность и статистика -

-

1

1

1

3

Информатика

-

-

1

1

1

3

История

3

3

3

3

2

14

Обществознание

-

-

-

-

1

1

География

1

1

2

2

2

8

Физика

-

-

2

2

3

7

Химия

-

-

-

2

2

4

Биология

1

1

1

2

2

7

Музыка

1

1

1

1

-

4

Изобразительное
искусство

1

1

1

-

-

3

Труд (технология)

2

2

2

1

1

8

Основы безопасности и Основы безопасности и
защиты Родины
защиты Родины

-

-

-

1

1

2

Адаптивная физическая
культура

2

2

2

2

2

10

Итого

27

28

30

31

32

148

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

2

2

2

2

1

9

Обязательная часть
Русский язык и
литература

Общественно-научные
предметы

Естественно-научные
предметы

Искусство

Технология

Физическая культура

Тайны текста

1

-

Информатика

1

1

Финансовая грамотность

-

1

-

Сложные вопросы биологии

-

-

1

1

-

2

Максимально допустимая недельная нагрузка (при
5-дневной учебной неделе) в соответствии с
29
санитарными правилами

30

32

33

33

157

Учебные недели

34

34

34

34

34

170

Всего учебных часов на учебный период

986 1020 1088 1122 1122 5338

1

1

1

4
2
1

Внеурочная деятельность (включая коррекционноразвивающую область)
Разговоры о важном

1

1

1

1

1

5

Россия – мои горизонты

1

1

1

1

4

Коррекционно-развивающие занятия: Математика:
1
от простого к сложному

1

1

1

1

5

Коррекционно-развивающие занятия: Русский
язык и развитие речи

1

1

1

1

1

5

Коррекционный курс "Коррекционноразвивающие занятия: психокоррекционные
(психологические)"

1

1

1

1

1

5

Коррекционный курс "Коррекционноразвивающие занятия: психокоррекционные
(дефектологические)"

1

1

1

1

1

5

Коррекционный курс "Логопедические занятия"

1

1

1

1

1

5

Всего часов на реализацию внеурочной
деятельности

6

7

7

7

7

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

О порядке обучения по индивидуальному учебному плану

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».