Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» РАССМОТРЕНО педагогическим советом УТВЕРЖДЕНО директор Галяутдинова Татьяна Владимировна Приказ № 250/1 от 31 августа 2023г. Протокол № 1 от 31 августа 2023г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН начального общего образования для обучающихся с ТНР по варианту ФАОП 5.1 на 2023 – 2024 учебный год Первоуральск городской округ, Свердловская область 2023 Учебный план начального общего образования для обучающихся с ТНР по варианту ФАОП 5.1 Учебный план МАОУ СОШ «Средняя общеобразовательная школа № 9» (далее Учебный план), реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП НОО обучающихся с ТНР) по варианту 5.1, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей и коррекционно-развивающей области, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов реализации. Учебный план соответствует действующему законодательству РФ в области образования, обеспечивает реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных действующими СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ учебный план АООП НОО по варианту 5.1 включает обязательные предметные области и коррекционноразвивающую область, входящую в состав внеурочной деятельности. Коррекционноразвивающая область включает коррекционные курсы, способствующие преодолению или ослаблению нарушений в развитии, коррекцию имеющихся недостатков с учетом психофизических особенностей обучающихся с ТНР и их особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК и ИПРА. Учебный план образовательной организации, реализующей АООП НОО обучающихся с ТНР по варианту 5.1, состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. В соответствии с вариантом 7.1. ФАОП НОО обязательные предметные области и учебные предметы в учебном плане соответствуют положениям федерального учебного плана в ФОП НОО. Во внеурочную область федерального учебного плана включаются коррекционно-развивающие занятия по программе коррекционной работы в объеме 5 часов в неделю на одного обучающегося с ТНР. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. В соответствии с ФГОС НОО ОВЗ обучающихся по варианту 5.1. обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области: 1. «Русский язык и литературное чтение». 2. «Иностранный язык». 3. 4. 5. 6. 7. 8. «Математика и информатика». «Обществознание и естествознание ("Окружающий мир")». «Основы религиозных культур и светской этики». «Искусство». «Технология». «Физическая культура». Обучение в МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» ведется на русском языке. В связи с тем, что родители обучающихся в заявлениях не выразили желания изучать учебные предметы предметной области «Родной язык и родная литература», предметная область и учебные предметы «Родной язык» и «Родная литература» отсутствуют в учебном плане. Содержание образования предусматривает реализацию коррекционных подходов к обучению, способствующих освоению программного материала и коррекции имеющихся у обучающихся с ТНР нарушений развития. Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системнодеятельностный подход и индивидуализацию обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся с ТНР. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, на введение курсов, обеспечивающих особые образовательные потребности обучающихся с ТНР. Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки обучающихся. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на групповые занятия – до 40 минут. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации. Образовательная организация предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие, с учетом интересов и способностей школьников с ТНР. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ организуется по следующим направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. Внеурочная деятельность включает коррекционно-развивающую область, поддерживающую процесс освоения содержания АООП НОО. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 7 часов, из них 6 отводится на проведение коррекционноразвивающих занятий. Время, отводимое на внеурочную деятельность, за четыре года обучения составляет 29 часов. Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, направленными на обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и коррекцию ее недостатков; познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекцию нарушений устной и письменной речи; восполнение образовательных дефицитов, психолого-педагогическую поддержку в освоении АООП НОО. Коррекционные курсы коррекционно-развивающей области определяются на основании заключения ПМПК, могут дополняться рекомендациями школьного ППк с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР. Исходя из этого коррекционно-развивающая область включает: 1. Коррекционно-развивающие занятия: логопедические занятия 2. Коррекционно-развивающие занятия: психологические и дефектологические занятия 3. Ритмика 4. Шахматы Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО обучающихся с ТНР по варианту 5.1 определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Формы промежуточной аттестации В 1-м классе промежуточная аттестация не проводится. Промежуточная аттестация обучающихся проводится начиная с 2-го класса в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету. Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном журнале. По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется промежуточная оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий. Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в следующий класс. Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице: Предметы, курсы, модули Формы промежуточной аттестации Русский язык Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Литературное чтение Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Иностранный язык ____________ Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Математика Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Окружающий мир Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Основы религиозных культур и светской этики Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Изобразительное искусство Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Музыка Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Технология Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Адаптивная физическая культура Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ _____________ ___________________ Ритмика Творческий проект Коррекционноразвивающие занятия: логопедические занятия ____________________________________ _____ _____ Учебный план начального общего образования (пятидневная неделя) Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Всего 1-й 2-й 3-й 4-й класс класс класс класс Обязательная часть Русский язык 5 5 5 5 20 Литературное чтение 4 4 4 4 16 Иностранный язык Иностранный язык (английский) – 2 2 2 6 Математика и информатика Математика 4 4 4 4 16 Обществознание и естествознание («Окружающий мир») 2 2 2 2 8 Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики – – – 1 1 1 1 1 1 4 Искусство Изобразительное искусство Музыка 1 1 1 1 4 Технология Технология 1 1 1 1 4 Физическая культура Адаптивная физическая 2 культура 2 2 2 8 22 22 23 87 Русский язык и литературное чтение Итого 20 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Физическая культура Ритмика 1 1 1 - 3 Всего в неделю 1 1 1 - 3 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной неделе) в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами 21 23 23 23 90 Учебные недели 33 34 34 34 135 Всего учебных часов на учебный период 693 782 782 782 3039 Внеаудиторная нагрузка (Включая коррекционно-развивающую область) 2-й класс 1 0 1 3-й класс 1 0 1 4-й класс 1 1 1 итого 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 2 2 2 2 8 1 7 1 7 1 7 1 8 4 29 1-й класс 1 0 занятия: 1 Разговоры о важном Ритмика коррекционно-развивающие Русский язык и развитие речи Уроки психологического коррекционноразвития развивающие Развитие занятия: познавательной деятельности коррекционно-развивающие занятия: логопедические занятия Шахматы Итого часов в неделю 4 1 4